Ян Брейгель Старший (1568−1625) — фламандский художник, сын Питера Брейгеля Старшего. В 1589 году уехал в Италию, где через некоторое время встретился с кардиналом Федерико Борромео, страстным коллекционером, который не только покровительствовал Яну Брейгелю, но и ввел его в свою семью.

Ян вернулся в Нидерланды в 1597 году, вступил в гильдию св. Луки Антверпена. В 1601—1602 годах — декан гильдии. Он был одним из ближайших друзей Питера Пауля Рубенса и его соавтором (самая выдающаяся картина двух великих художников — «Мадонна в цветах»).

Брейгель — необычайно разносторонний художник: он писал пейзажи, бытовые сценки, аллегорические и исторические полотна, батальные сцены и сцены охоты. Он был великолепный колорист, за что получил сразу несколько прозвищ: «Бархатный», «Райский», «Цветочный».

Несколько полотен Яна Брейгеля посвящены свадьбам. Одно из них — «Деревенская свадьба».

Сюжет картины: голубоватое небо, голубоватые невысокие горы. В небо втыкается шпиль небольшой церкви. В некотором отдалении справа народ танцует, водит что-то вроде хоровода. А во дворе церкви движется свадебная процессия.

Ян Брейгель Старший, «Деревенская свадьба», фрагмент «Хоровод», 1612 г.
Фото: Источник

Первым идет глашатай с барабаном: о свадьбе должна знать вся округа. За барабаном — жених с небольшим букетом цветов (видимо, дело было ранней весной). Жених, судя по его одежде и воротнику, — из служивых невысокого ранга. За ним — группа мужчин разного возраста: вероятно, среди них — отец жениха и его друзья.

Ян Брейгель Старший, «Деревенская свадьба», фрагмент «Глашатай с барабаном, жених и его свита», 1612 г.
Фото: Источник

Сопровождают процессию музыканты: скрипка, альт, виолончель. Скорее всего, их пригласили из соседнего городка.

Ян Брейгель Старший, «Деревенская свадьба», фрагмент «Музыканты», 1612 г.
Фото: Источник

Вслед за ними — невеста со своей свитой: в ее руках букетик (скромнее, чем у жениха), по ее правую руку — свидетель (наверное, покровитель и почетный гость, его выдает воротник и особая шляпа), по ее левую руку — отец (служивый попроще). Невеста — из дворян, об этом говорят шпаги. В свите жениха ни у одного человека шпаг нет. Значит, дворянка выходит замуж за служащего, за разночинца. Из этого может следовать только одно: у него есть деньги, а дворянская семья обеднела.

Читайте также  Как проводят стилизованные свадьбы за границей?

Не видно радости ни на лице невесты, ни на лицах ее свиты. Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание: невеста намного крупнее жениха. Все говорит о том, что это не просто свадебный обряд, это — документальное свидетельство смешения сословий: соединяются титул и деньги. Дети от этого брака будут дворянами, новоявленный супруг получит доступ в более высокий слой общества, а молодая и всем недовольная жена получит обеспеченную жизнь (наверное, так думают брачующиеся).

Ян Брейгель Старший, «Деревенская свадьба», фрагмент «Невеста», 1612 г.
Фото: Источник

Процессия движется вокруг церкви. А около стен храма идут приготовления к похоронам: к стене прислонен крест, перед ним группа людей обсуждает подробности погребения (человек в зеленоватом одеянии, который стоит рядом с крестом — могильщик?). И здесь же, в сторонке сидят нищие, просят подаяние.

Ян Брейгель Старший, «Деревенская свадьба», фрагмент «Приготовление к похоронам и нищие», 1612 г.
Фото: Источник

Казалось бы, все просто: люди женятся, празднуют. Но знаменитый художник — намеренно или случайно — отразил многообразие жизни: и свадьба по расчету, и нищета рядом с благополучием, и естественный конец всего живого — упокоение на кладбище.